Коньяк

Ловозёрские тундры 2014. День второй. Михалыч. 22.06.2014

Продолжение! Приношу извинения всем, кто вынужден был наблюдать все это время словно застывшую фотку с парнями на перевале и ждать. Ждать — ужасно, но ожидание всегда приумножает достижение. К тому же у меня появилась уважительная причина, которую мы назвали Есенией, весом в 3,640 кг и ростом 55см. Она осчастливила меня 4 августа и захватила все мое внимание на этот продолжительный период времени.

Утром Михалыч разбудил нас патриотическими песнями, которые напевал, принимая солнечные ванны

Итак, перевал был пройден, надо ли говорить, что после утомительного перехода, расстановки лагеря и отличного ужина, да еще и на свежем воздухе, под раскаты стремительно бегущих с вершин ручьев, мы спали как убитые. Сон на Сейдозере после беспокойных ночей в больших и грязных городах — это вообще отдельное действо. Наверное мы могли бы проспать сколь угодно долго. Но наступило 22 июня, и Михалыч, который по моим наблюдениям, несмотря на полярный день, старался придерживаться режима, разбудил нас патриотическими песнями про войну, Родину и Сталина.

«…Ровно в четыре часа, Киев бомбили, нам объявили, что началася война…»

Нет, конечно можно было еще поваляться, но светящийся желтый потолок палатки явно указывал на то, что на улице царит ясная солнечная погода. А такая погода, в этих широтах, не любит ждать. Поэтому надо наслаждаться каждым солнечным деньком. Тем более, что еще вчера мы проваливались по пояс в снег на перевале. Я вылез из палатки, о вчерашнем снеге напоминали только снежные шапки на вершинах. Вокруг всё было залито яркими лучами северного солнца.

Ботинки
Утро. Лагерь. Вещи со вчера сохнут — погода позволяет.
Солнечный день и Сейдозеро
На улице благодать, выбираемся из палаток, чтобы позавтракать и позагорать
Курорт
Это вам не Лазурный берег. Кристально чистый воздух, не менее чистая вода и солнечные ванны.
Вова на кресле
Температуру воздуха определить сложно, но тепло, солнце печет на полную, хочется лечь и загорать…
Лежу загораю
… ложусь и загораю)

Горы и небо
Небо абсолютно ясное, и горы переливаются в солнечном свете. Касота неописуемая!

Градусники мы с собой не носим. Так что определить температуру воздуха возможности не было, но на улице была теплая летняя погода. Михалыч занимался хозяйством параллельно принимая солнечные ванны. Сегодняшний день целиком был посвящен ему по факту его Дня Рождения.

В День Рождения Михалыча вся движуха происходила в лагере. Быт налаживался, варилась уха.

Ходим вокруг, осматриваемся, бездельничаем, фотографируем. Оказывается на косе черный песок, такой я видел в Греции на острове Кос. Но там сейсмоактивная богатая вулканами и гейзерами земля, а тут Древний горный массив, быть может и здесь когда-то бурлила лава, кто знает?.. Вода необыкновенно прозрачная. Попробовали сфотографировать, но это получается с трудом.

чёрный песок в Ловозерских тундрах
Черный песок, такой я видел на острове Кос в Греции, жаль не догадались проверить его магнитные свойста.
Чистая вода
Вот так выглядит прибрежное дно, воды практически не видно.
Мракобесик
А вот и представитель подводной фауны — Мракобесик(по Петровичу, а так ручейник)

Михалыч прибыл незадолго до нас, поэтому вопрос с дровами у него тоже еще не был решен. Небольшое количество полешек не позволило бы комфортно просуществовать там даже несколько дней. И если мы довольствовались мелким сушняком и вальняком, который удавалось найти в ближайших окрестностях, то Михалыч — фигура известная, и принимать возможных гостей не имея дров было бы стратегической ошибкой. Тем более, что встреча гостей здесь зачастую сопряжена у него с решением вопроса переохлаждений и переутомлений гостей, чем он уже успел завовевать сердце Тёмы, приведя его в чувство после вчерашнего перехода.

Моя голова и горы
Особое состояние наступает, когда закрываешь глаза

Итак, мы сварганили завтрак «на ветках» перекусили и пошли к Михалычу помогать с подготовкой к праздненству.

Заезжал егерь, пытались произвети расчистку вальняка, но сломалась пила..

Поздравить Михалыча заехал его друг Женя — егерь. Было решено пойти расчистить вальняк, который перегородил тропы, меня взяли с собой на подмогу. Отошли от косы и пошли вдоль берега в сторону Куйвы. Вокруг все искрится солнечными бликами и играет яркими красками. Подошли к берегу под Куйвой высадились. На полянке был разбит лагерь, в котором радовались погоде 5-6 человек. Егерь переговорил с ними, и мы пошли к большому упавшему прямо на тропу дереву. Загоравший в это время на горе Куйва видимо решил, что негоже шуметь в такой тихий и погожий денёк, и как мы ни старались, нам так и не удалось завести бензопилу. Она начинала тарахтеть и тут же глохла. Видимо — не судьба. Пошли обратно.

Я и комар
Найдёте комаров на фото? Он всего один, это большая редкость для теплой безветренной погоды.

Вернувшись в лагерь начали подготовку по кухне. Откуда не возьмись появилась рыба! Вот чудо, наверное эти края преподнесли подарок Михалычу в честь праздника! Немного пофоткались на память и приступили к кулинарному таинству.

Секреты мастерства
Секреты мастерства, Михалыч учит готовить сабутай. Позволю себе выложить несколько фото с ним, потому как, на тот момент, наше пребывание там было неотделимо от него.
Кухня приправы
Настоящее колдовство не обходится без трав.
Михалыч
Именинник и чудом появившаяся рыбка. Бывают же на свете чудеса!
Я и рыбка
Я решил немного попазировать, на память

Михалыч — большой специалист в области кухонного колдовства. Справедливости ради должен сказать, что все блюда, которые мне удавалось отведать на его кухне вызывали у меня глубокое гастрономическое удовлетворение. Между тем, ближе к вечеру погода посвежела, поднялся лёгкий ветерок. Но ничего угрожающего в небе видно не было. Но оно здесь бывает очень богато на сюрпризы.

Наши домики
К вечеру похолодало, немного утеплились. Теперь, хоть на Рим!

Так или иначе начали обустраивать праздничный вечерний стол. Михалыч пригласил к себе в дом, мы разместились в гостинной. Его дом, это вообще отдельная тема. Пару лет назад когда нам посчастливилось познакомиться с Михалычем, он привез нас в свой лагерь, и мы были обескуражены. Невероятным казалось наличие такого количества вещей, такая большая палатка с большой кроватью с матрасом и одеялом. Наш лагерь тогда был куда более бедно оборудован чем лагерь Михалыча. На этот раз все оказалось снова не без сюрпризов. Теперь во главе угла стоянки Михалыча стояла огромная, по туристическим меркам, кемпинговая палатка, в тамбуре которой можно было без стеснения стоять в полный рост.

Дом Михалыча
Это Дом, настоящий дом.

Когда ты собираешься в поход, сто раз подумаешь что брать а что не брать, и выкинешь лишнее, потому что каждый грамм ты потом будешь чувствовать на себе запираясь в какой-нибудь перевал или чавкая по болоту,  и ты идешь и обязательно вспоминаешь еще пару вещей, которые можно было бы не брать. Даже всерьез задумываешься над тем, чтобы выбросить их подороге. Спускаешься, встречаешь Михалыча, и в голове что-то ломается, когда видишь, что он там один с огромной кемпинговой палаткой-домом, полноценным столом, кроватью, лодкой, утварью и не бог весть еще чем. Конечно у всех есть свои хитрости, но так или иначе он это все сюда притащил. Сказать, что это поражает — значит обделить себя на крепкое матерное выражение крайнего восхищения.

Вова и пень
Организация уюта отдыхающих — дело рук самих отдыхающих :)

Итак начали перетаскивать всё в гостинную и готовиться к трапезе. Ах да! Чуть не забыл — подарок же!

Подарок
Подарок было выбрать нелегко, особенно для такого Человека, особенно для таких мест. Чтож, посмотрим, что из этого получится.

Нет, вы только представьте, воздушный змей. Чтобы хоть как-то попытаться уберечь его во время транспортировки, я запихнул его в свой пенополиуретановый коврик. В котором он пережил вокзалы, поезда, автобус, потом … после перевала был лес, где он норовил поздороваться с каждым деревом. Но, все-таки, нелёгкая миссия была завершена успешно, Подарок доставлен адресату в целости и сохранности. Очень волнуемся — оценит или нет ? :) Скоро узнаем.

Вечером: еда, радость, алкоголь, погода разговоры…

Перед самым застольем мы были посвящены еще в несколько кулинарных секретов. Основным открытием было то, что уху надо прожигать, а коньяк — душа любого блюда.

Коньяк
Коньяк — душа любого блюда.
Вова, топор и пилы
А это просто Вова. Просто Вова любит топоры и не любит пилы. Поэтому на этой фотографии Вова с топором и две пилы)
Костер
А это костёр Михалыча. Представляете, какая здесь бывает погодка? Скоро узнаете.

Закончив последние приготовления, голодные, но довольные, мы собираемся к праздничному столу.

Хлопцы голодны
«Давайте жрать!..» — слова из песни, которые с самого начала поездки напевал Вова. Это единственные слова из этой песни, которые я услышал.
Тёма
Идём кушать, сейчас уху, да под заквашеный спирт, ммм…
Вова
Вова какбэ говорит: «Хорош фоткать, пойдем жрать»

Дальше теплый и уютный стол, поздравления, беседы. Михалыч, возможно, и хотел отметить День рождения без суеты и в спокойном уединении, но в прошлый раз он появился внезапно, дав начало нашему знакомству. А в этот раз мы взяли реванш, и сделали всё, чтобы принести ему через перевал праздничное настроение. Думаю у нас получилось. Так или иначе, но Михалыч даже предложил нам сходить по Эльморайоку. Было решено что пойдем втроем: Михалыч, я и Тёма. Вован снова не попал на речку, ну что же, все еще впереди. Тем более он единственный из нас, кто уже в ней искупался.

Собираемся в сплав
Собираемся идти по Эльморайоку
Идем на Эльморайок
Вова остается за старшего, провожает нас с берега.

Мы отправились ровно в полночь. Для сохранения хронологии событий я буду придерживаться календаря, потому, как очень быстро в таких местах переходишь на иной график, и сутки просто теряют смысл. Не поэтому ли Михалыч старается придерживаться режима? Так или иначе мы отошли от берега, впереди нас ждал Эльморайок с его незабываемыми пейзажами, а весло уже приготовило нам сюрприз, но об этом в следующем посте.