Перевал

Ловозёрские тундры 2014. День первый. Перевал. 21.06.2014

Думаете, что наш гудёж прекратился? Что мы решили выспаться и набраться сил, осознавая, какой трудный нам предстоит день, что придется идти через перевал, тащить на себе все эти рюкзаки под холодный ветер с дождем или снегом, что нам переть от рудника и до озера все 14 километров — как бы не так!

Полшестого утра. Кандалакша. Из поезда выходим только мы и проводники. Решили сфоткаться с паровозом и просто подурачиться на станции. Меня уже отпустило, а вот парней «проводницкий керосин» всё еще держал, но действие его стремительно заканчивалось.

Кандалакша "Два паровоза"
«Два паровоза» авторское.
Кандалакша и мы
Тёма предчувствовал приближающиеся нагрузки и постарался медленно проходить декомпрессию. А Вован не любит плавных поворотов — это слишком скучно!

В Кандалакше стало примерно ясно, какая погода будет ждать нас в Оленегорске. Всякие надежды о ясной погоде, которые взращивала в нас Карелия весь предыдущий день, таяли на глазах под моросящим дождем. Мы снова пришли в купе и завалились еще поспать, оставалось четыре часа до высадки, Вован согласился на «точку воли», и это давало надежды на то, что по приезду мы все-таки пойдем в горы, а не будем искать гостиницу в Ревде.

Утро, подъезжаем к Аппатитам. Вчера было хорошо, поэтому какая разница, как сегодня? В целом, всё  более-менее — мебель не ломали. Львовичу надо отдать должное, он мужественно перенес весь наш выход, и, вообще, с соседом нам исключительно повезло. Погода стоит хмурая, небо затянуто, на перевале скорее всего будет сыро. За окном уже радуют Кольские пейзажы. Теперь главное разбудить хлопцев:) Вова мужественно согласился на «точку воли», Тёма тоже пользуется защитными механизмами. Если всё пойдет по плану, то день обещает быть продуктивным. Погода подходящая, все отдохнувшие — сейчас попархаем с рюкзачками. Так, как нас ненавидит проводница, нас еще никто не ненавидел. Ещё пару часов позора и тунда.

Вот уже остается полчаса до Оленегорска. Мы потихоньку собрались, таскаем вещи в тамбур, общаемся — всё течёт своим чередом. В Оленегорске нас вышел проводить Львович. Большая семья из Ревды тоже дружно высыпала на платформу, мы помогли им с выгрузкой вещей, выгрузились сами, сделали пару фоток для истории. Я, на всякий случай, сделал фото с телефоном МЧС, т.к. нам еще предстояло позвонить и зарегистрироваться на маршрут. Попрощались с Львовичем, пожелали ему доброго пути и двинули к автобусной станции.

Оленегорск и олени..., и мы.
Оленегорск и олени…, и мы.
Оленегорск
Платформа, вот и закончился поезд. Теперь мы направляемся в сердце Кольского.

Оленегорск встретил нас по-северному пасмурно. Висели низкие тучи, то и дело начинал моросить дождь. Температура, кстати, тоже приободряла. Было градусов 7. Оленегорская автобусная станция находится рядом с жд станцией. Нашли автобус на Ревду. Водила отправил нас в кассы — потопали. Народ у кассы толпился.

Само по себе здание автостанции представляет собой одноэтажное строение с двумя входами. Один вход ведет в кафе, а второй — в помещение кассы, где добродушная женщина продает всем билеты, периодически отлучаясь, чтобы проверить эти же билеты перед отправкой очередного автобуса. Внутри эти два помещения разделены застекленной пластиковой перегородкой так, что все, кто стоят в очереди, могут убивать время наблюдая за тем, что происходит в кафе. Парни пошли в кафешку, я встал в очередь. Народ толпился, вот-вот должен был отправится автобус то ли на Мурманск, то ли на Мончегорск, а может — и туда и туда. Билеты в Ревду пока не продавали, до отправления было еще около получаса. Кстати, расписание совпало с найденым мной на сайте Транспорт Мурманской области, автобус отправлялся в 10:30. Однако, местные очень рекомендовали нам не затягивать с покупкой билетов, по их словам бывали случаи, когда он уходил чуть раньше.

Кассир периодически отходила подрабатывать контролёром. Потом возвращалась, отпускала билеты на следующий автобус, и снова уходила их проверять.

Кафе - кассы
Пока я затаривался билетами, Вован и Тёма поправляли здоровье. А оно им вот-вот очень пригодится :)

Спустя некоторое время, ко мне пришел потерявшийся было Тёма. На лице его было достаточно озадаченое выражение. Он попросил меня на минутку отойти, если это возможно. Очередь занята, билеты еще не начали продвавать — нет проблем, пойдем! Идем к выходу. Тёма, волнуясь, говорит что-то про снег. Выходим, к нам подходит какой-то мужик, с которым только что общался Тёма, и с ходу начинает рассказывать, что в Ревде четыре дня подряд шел снег, весь перевал засыпан по пояс снегом, и вчера двое туристов ушли на перевал и через полчаса вернулись, позвонив этому самому мужику, чтобы он их забрал. Мужик, видимо, оказался бомбилой. Я поблагодарил его за информацию, Тёме сказал, что будем действовать по фактической обстановке, и пошел назад к кассам, Артём просто остался с этим. Пока не начали продавать билеты, я пообщался с народом, который стоял у кассы. Это были, в основном, местные из Ревды, разговоров только и было о том, что такое вот хреновое лето. Одна женщина пока мы обсуждали снег и водителя, который попытался сбить с толку, сказала «идите и ничего не бойтесь». Принял это, как доброе напутствие.

Так, неспеша, мы затарились билетами на нас и наши рюкзаки, и потопали на автобус.

Автобус Оленегорск - Ревда
Автобус превзошел все наши ожидания и оказался вполне уютным.

Да, на рюкзак пришлось покупать отдельный билет. Всё про всё вышло около 160 рублей на человека. Но второй билет, оказалось, был вполне оправдан. Водитель сразу предусмотрительно предложил нам разместиться в корме, а остальные пассажиры рассаживались спереди. Погода ясно дала нам понять, что нужно утепляться. Благодаря то ли смекалке, то ли опыту водителя мы имели все шансы сделать это на галёрке.

Автобус тронулся. Поприкинув что-куда, решил утепляться. Проход заснеженного  перевала рисовал реальные перспективы попадания в лютый п****ц в ближайшие час-полтора. Народу в автобусе было немного, и все сидели впереди, а нас водитель предусмотрительно посадил сзади. Полностью утеплившись мы начали любоваться заснеженными напрочь горами, периодически мерцавшими в ветровом стекле.

Неспеша переодевшись мы начали любоваться пейзажами, правда возможность делать это у нас была только через ветровое стекло — вокруг нас все окна безнадежно запотели, и ведь прав был водитель :) В автобусе топили хорошо, так что мы не то чтобы согрелись, но даже имели все шансы запариться. Ревда встретила нас своими суровыми пейзажами. Вокруг были серые дома, у некоторых из них были заколочены окна. Но городок жил, ездили машины, куда-то торопились редкие пешеходы. На первой остановке вышли несколько, пассажиров на второй — все остальные и мы. Снова начал ловить телефон, который практически не работал по пути из Оленегорска.

Город встретил нас всей своей суровой гостеприимностью: заколоченные окна, потертые рекламные вывески контрастировали … х*рня всё это. На тот момент нас морочил перевал, заснеженный и погруженный в низкие облака. По приезду на автовокзал зарегистрировались в МЧС. Спросили у водителя автобуса телефон такси и вызвали тачку. Звонок в МЧС был занимательный.

На конечной автобусной станции висит табличка с двумя телефонами: местной ПЧ и основной Мурманский ПСО. Я решил для верности набрать в основной. Там ответила приятным голосом женщина оператор, и, получив от меня запрос на регистрацию маршрута, начала задавать вопросы. Тупняк начался, когда дело дошло до георграфического описания маршрута. Я попросил музыкальную паузу и полез за картой. Маршрут я представлял себе очень хорошо — он продумывался и сверялся с многочисленными отчетами в интернетах, но вспомнить и правильно назвать все георграфические объекты разом я никак бы не смог. Более того, оператор, когда я ей перезвонил вооружившись картой, так же не раз удивлялась хитросплетениям лопарских наречий. Когда я закончил разговор, такси нас уже ожидало. Приехал логан, везде эти логаны! Втроем с тремя рюкзаками мы, по версии таксиста, естественно, не помещались. Поэтому нам было предложено две ходки. Один с тремя рюкзаками, потом остальные двое. Отпускать Тёму одного не хотелось, а Вова ехать наотрез отказался, сказав что с чужими один не ездит, чем поставил таксиста в ступор. Пришлось ехать мне. Подумал, что заодно будет время осмотреться, взял рюкзак и понес его к машине. Парни тоже погрузили свои рюкзаки, и я поехал. До рудника Карнасурта такси стоит 150 рублей. Важно, что надо говорить именно рудник Карнасурта, так как есть еще один рудник. Из разговоров с водителем я понял, что тот второй рудник сейчас закрыт. Еще он рассказал, как здорово поменялась погода, получается, что похолодание произошло одним махом от заполярья до средиземноморья. Это Борей нас встречал, не иначе как. За разговором мы доехали быстро, я выгрузил шмот и попросил таксиста не забыть вернуть товарищей, пожелав ему счастливого пути, он уехал.

Приехало такси — почётный логан. Сразу всех не взял, поехали двумя ходками. Сначала я с рюкзаками, потом пехота. И вот я один у проходной рудника сижу на лавке прохлаждаюсь стремительно утепляюсь по полной. Приехали парни, тоже начали стремительно утепляться. Ну а что, серое подножие ущелья переходило в белый перевал. С перевала тянет холодным ветром. Такси уже уехало.

Это самый замечательный момент в таких путешествиях. Момент разрыва, когда цивилизация покидает тебя, и ты делаешь первый шаг в неведомое, сжигая все мосты. Облачившись в ветрозащиту, парни вытянули по крайней сигаретке. Тёма порадовался снегу и порадовал нас снежком, подзатянули рюкзаки, достали палки и медлено двинулись к проходным.

Рудник Карнасурта - форпост Ловозёр.
Рудник Карнасурта — форпост Ловозёр.
Дорога до Карнасурты
Отсюда на холм поднимается дорога, за холмом расположена Ревда, где-то там едут сейчас в такси Тёма и Вова. Так завершалась заброска и начинался Путь.
Автобусная станция
А вот так выглядит место высадки. Наверное эта кирпичная будка не раз спасала людей от непогоды.
Табличка МЧС Ловозерские тундры
На стене будки красуется последнее китайское предупреждение от МЧС. Как тут не позвонить?
Тёма и Вова на станции
Примерно так выглядит осознание ситуации.
Снег в июне
Или вот так :)
Ветрозащита
Парни выкуривают по последней сигаретке и оставляют пачку на станции. Естественно, утепляются — ветер недвусмысленно намекает, что ветрозащитка пригодится

Подходим к проходным, на них нас встречают две женщины. Так же просят зарегистрироваться в тетради. Я предупреждаю их, что выход с маршрута у нас будет с противоположной стороны Ловозёр, и записываюсь.

Ну, потихоньку потопали. На проходной нас попросили зарегаться — записались, пошли. Несмотря на не очень тяжелые рюкзаки идти было нелегко. Дул ветер, то и дело начинал моросить дождь.

По територии рудника мы шли бодро. Уклон там небольшой, глазели по сторонам. Вова в миллионный раз задавался вопросом о целесообразности трекинговых палок, показательно-дежурно волоча их за собой. Сейчас-сейчас, уже через пару тройку километров они будут неоднократно спасать наши кости.

На выходе из рудника проложена миниатюрная горная железная дорога. Перешагнув через неё мы покинули територию рудника.

Кедыкварпахк
гора Кедыкварпахк, если я не ошибаюсь. Выглядит очень монументально. Когда идёшь у её подножия, невольно посещают мысли о величии природы и ничтожности суеты сует Вавилона.

Какое-то время мы поднимались, то и дело останавливаясь. Рудник очень медленно удалялся от нас, а далеко вверху виден был границ перевала.

От рудника на подъем идет, видимо, вездеходная дорога или некоторое её подобие. Под снегом было не понятно, но расположение пиков камней указывало на верность этой догадки. Когда старались придерживаться того, что считали дорогой, шлось легко. Как только начинали пытаться срезать — попадали то в снег поглубже, то в скрытые под снегом потоки воды. Поэтому особо старались не мудрить. Вода по понятным причинам уже закончилась, но вокруг был снег, топить его мы, правда, начали, когда забрались повыше. Физическое состояние, которое было результатом всего происходившего с нами последни пару дней, явно хромало. Старался уговорить не откупоривать запасы спирта, потому как его употребление сейчас вызвало бы еще большее обезвоживание организма. Тёма мужественно согласился, Вован нет.

Вован раскупоривает резервы
Брюс Уиллис, кстати, с нами тоже был.
Тёма отдыхает
«Лёх, скажи в конце похода я буду улыбаться?» — слова, которые тронули меня тогда. — Будешь, Тём, тяжело только первые пару дней, потерпи — и мы шли дальше.

Что испытывает человек, которые впервые попадает в дикую природу, первый раз в жизни делает шаг от цивилизации? Просто берет с собой мешочек с вещами и уходит туда, где нет ни горячей воды ни мягкого дивана, ни прочих житейских радостей нашего, исполненного уютом, коммунального мира. И даже делает это он ни каким-то удобным и комфортным способом, а путём тяжкого физического испытания. Конечно, сначала наступает смятение, наверное, одолевают мысли, тело начинает упорно сопротивляться всему, что происходит. Мне было очень интересно наблюдать за поведением Артёма. В минуты отдыха он смотрел в сторону рудника, понимая, что с каждой остановкой возможность все бросить и пойти назад в Ревду улетучивалась на глазах.

Тёма на камнях
Проважаем взглядами рудник, там осталась вся суета мира людей.

Замечаем высоко на гребне перевала две фигуры, которые медленно к нам приближаются. В скором времени они оказываются рядом с нами. Двое ребят примерно нашего возраста или чуть моложе, ноги мокрые, без преувеличения, по пояс, но лица довольные. Спрашиваем, как обстоят дела наверху, рассказывают, что непогода со снегом застала их на плато Маннепахк. Все четыре дня по их рассказам их заметало так, что пришлось даже размораживать обувь. Что подтверждалось внешним видом ботинок одного из них, на мысах которых зияли огромные дыры. Поделились с ребятами телефоном радиотакси в Ревде(Кстати, 8-921-177-15-55, такси «Люкс» — то, что нужно! 150р. от конечной станции до рудника). Попрощались, и они быстро утопали в сторону рудника.

В какой-то момент увидели двух человек наверху, которые медленно спускались нам на встречу. Справа строгачём нависала гора, где-то бежали ручьи и тек Ильмайок. Короче, шли жесть как тяжело. Вован вообще собирался двинуть кони, но потом все-таки передумал. Спустились с перевала те двое. Они оказались жителями Москвы. Два позитивных товарища — один позитивнее другого. Рассказали нам, как попали в 4-х дневную пургу на плато Маннепахк, прятались там от лютого п****ца и, даже, размораживали ботинки. Это вселило в нас уверенность в завтрашнем дне, как и вид их промокших в хлам ног. Боты у одного из них были насквозь прорваны в мысах, но ребзя не унывали. Т.к. рудник уже был виден, и даже телефон уже ловил. Дали им телефон такси и пошли с миром.

Я позвонил Свете, сказал, что идем на перевал и связи больше не будет, передал всем привет, и мы пошли дальше. Маршрут, тем временем, становится всё сложнее. То, что мы считали дорогой, заканчивается и мы начинаем перебираться по камням. Чем выше мы поднимаемся, тем глубже становится снег между камнями. Приходится во всю работать палками, чтобы не поломать себе ноги. А сколько было разговоров об их надобности! Нет, теркинговые палки, несомненно, очень полезная вещь. Передвижение по усложняющейся местности начинает отнимать еще больше сил, в горле пересохло, народ жалуется, что периодически темнеет в глазах. Делаем частые остановки, чтобы перевести дыхание.

Начался снег и, если сначала мы перебирались по камням, то чем выше мы поднимались — тем чаще нам приходилось идти по снегу. Тёма настойчиво интересовался, будет ли он улыбаться к концу похода? Вован страдал за поезд :) Всё чаще мы начинали проваливаться в снег. Было стрёмно, т.к. перспектива сломать ноги была все более и более возможной.

Ильмайок
Рудник уже скрылся за поворотом, теперь о дороге назад напоминает изгиб ущелья. Но мысли о пути назад начинают посещать всё реже, отчасти потому что приходит понимание, что назад спускаться будет еще тяжелее.
горы
А вокруг высятся горы, безмолвно наблюдая за тремя телами, карабкающимися у их подножий
Гребень перевала
Впереди гребень перевала, под ним лежит снежник, на котором виднеются следы, наверное, оставленные ребятами, спускавшимися нам на встречу.

Усталость начинает давать результат — периодически кто-нибудь проваливается ногой по пояс между камнями, и остальные помогают ему выбраться из снежной ловушки. Стараемся проявлять максимум аккуратности. Вова периодически ленится и пытается идти визуально прямым путем, но часто забредает в еще более сложные участки и тратит силы на возвращение к нам. Гребень перевала вверху становится все ближе, давая надежду, что вот-вот перед нами откроется просторный вид вершин. Но вот мы достигаем его, взбираемся, и видим новый гребень, еще выше. Делаем остановку, идем дальше. Снег тем временем становится невероятно чистым. Когда смотришь на след, оставленный палкой или ботинком, то внутри него снег принимает даже лазурный окрас, из-за преломляющегося сквозь него света. Набиваем его во флягу, чтобы растопить. Идем дальше, снова достигаем гребня, а за ним — опять новый. В какой-то момент я замечаю, что Артёма начинает потряхивать. Беру его за плечи, взбадриваю, смотрю в глаза, а в них полное смятение, они просто не фокусируются ни на чем. Делаем остановку, перекусываем сушками, пьем подтопленную воду из фляжки, отдыхаем.

Поднялись до первой вершины, увидели, что дальше идет вторая. Остановились перевести дух. Я попытался взбодрить Тёму, он ответил мне взглядом… Вода кончилась, ближе к выходу на перевал начали топить снег во фляжке.

Облака тем временем стремительно становятся выше, начинает казаться что вот-вот выйдет солнце. Это вызывает интересное ощущение просветления.

Перевал
Становится светлее, откуда-то сбоку доносится шум воды, но иногда кажется, что это лишь сознание играет с нами злую шутку. Идём…
Распогодилось
Попросили у перевала хорошей погоды, хорошо попросили. В какой-то момент открывается небо, вершина перевала уже близко.

Когда выбрались наверх, уже имели полное представление о причине появления названия перевала — «Машкина жопа». Наверху вышло солнце, и мы прилегли на ягель. Вокруг был снег настолько чистый, что отпечаток следа в нем давал синеву. Неспеша шли дальше, когда увидели край озера приободрились, ибо дальше шла дорога вниз, перевал был достигнут.

Вова на перевале
Вова не верит своим глазам.
Тёма на перевале
Артём, уже улыбается. сидя в кресле дома или в офисе очень сложно осознать счастье человека, который поднялся на свой первый перевал. Впереди сегодня еще километры сложного пути: спуск по тундре, лесотундре, переход по таёжной зоне, болотам, ручьям. Но уже сейчас нас наполняет приятное чувство первого небольшого, но важного достижения.
Долина Эльморайока
А вот и план на сегодня, вдали виднеется самый краешек озера — нам туда.

Когда лежишь вот так, где-то на краю мира между скал на ягеле и смотришь на небо — приходит осознание. Многие вещи, раньше казавшиеся важными, теряют свою значимость. Особое состояние внутренней свободы начинает растекаться от груди по телу, и очень скоро охватывает тебя целиком. Время останавливается, чтобы не мешать диалогу души и вселенной.

Начинаем спуск
Прохлаждаться особо некогда, впереди еще долгий путь. Немного отдохнув и перекусив начинаем спуск.

Спускаемся сначала по удобному отрогу, под ногами курум уже становится меньше и местами начинает перемешиваться с чем-то напоминающим мягкую почву. Снега вокруг становится всё меньше и меньше, по мере того, как мы спускаемся он стремительно исчезает из поля зрения. На спуске все же надо быть внимательным и беречь ноги. Стараемся не торопиться и не рисковать. Где-то даже скатились по снегу.

Потопали вниз снег стал стремительно исчезать из нашего поля зрения. Если какие-то полчаса назад вокруг нас всё было каменно-заснеженным, то сейчас перед нами была зеленая долина переходящая из тундры в тайгу ближе к озеру. Спускались по удобному отрогу, периодически соскальзывали, под конец даже прокатились по снежнику. На входе в лесотундру была табличка заповедника, а недалеко от неё другая — заклинательная… оценили глубокое знание дела автора. Полши через лесотундру к ручью, пить хотелось очень. мы с Тёмой нашли выход к ручью и встали на водопой.

И вот, мы у подножия, дальше начинается лесотундра. Перевал пройден. Вот они — победы воли. После такого достижения многие житейские проблемы покажутся не более, чем какими-то мелкими заморочками.

Тёма после перевала
Тёма, и его первый в жизни перевал. Надпись на табличке: «Бросил мусор зае*ся на перевале»

Уже слышен был отчетливый шум ручья. Это Эльморайок только начинал набирать свою силу, чтобы слившись с другими ручьями войти широкой рекой в Сейдозеро. Вова решил в очередной раз заявить о своей самостоятельности и убежал куда-то вперед. Мы пошли к ручью. Пришло время утолить жажду. Вышли к воде, спустившись с тропы, отстегнули кружки. И забыв забив на то, что вода холодная, а мы распареные, вдоволь напились вкуснейшей талой воды. Знал, что горло поболит. Но не зря же мы несли с собой аптечку. Сейчас просто хотелось пить. Вода, скажу я Вам, это жизнь.

Выпили литра по полтора. Вова утопал вперёд.

Тёма дорвался до воды
Вот оно — исполнение желаний :)
Эльморайок
А вот так выглядит совсем еще «молодой» Эльморайок

Утолив жажду вызвонили Вову по рации. Он сказал, что развалился ниже и предложил обед. Взяли вещи, вернулись на тропу, дошли до него и начали доставать обед. Пировать решили супами, чаем и сушками. Вова очень уговаривал открыть тушенку, но, так как он отказался быть завхозом, то принятие такого решения не входило в его компетенции :) Спирт делал свое дело и, конечно, сейчас ему хотелось жрать.

Дальше собрались, устроили обед. Обед пошел хорошо, правда потрясенный Тёма, всё еще не мог прийти в себя и особого аппетита не проявлял, но мы накормили его и он тоже повеселел.

Обедаем
Обед на природе, это очень вкусно. Готовим.

Перекусив и еще перекусив, решаем двигаться дальше. После такого перекура, сначала нужно снова войти в ритм. Но мы быстро адаптируемся. Направление наше лежит по лесотундре, нас окружают витьеватые северные березки, принимающие самые причудливые формы. Вокруг нас всё похоже на какой-то сказочный лес.

Березки
Вот такие берёзки сопровождают нас.

Пошли форсировать лес. Дорога по лесу периодически прерывалась руслами сошедших весной каменных селей. Дорога по лесу была долгой. Вова упи**ил вперед, мы шли правее. Вышли повыше и любовались пейзажами.

Периодически находим тропу, иногда даже помеченую ленточками. Хотя время от времени она прерывается огромными оврагами из валунов. Это мощные потоки воды вымывают их. Камни в оврагах немаленькие, некоторые могут весить больше тонны, невольно начинаешь себе представлять, какой силы потоки здесь бывают. Вова решает окончательно отбиться от группы и, игнорируя все предложения, убегает куда-то в сторону и вперед, ну бог сним. Мы с Тёмой двигаемся по едва заметным тропкам, любуясь пейзажами. Нас окружают красивые высокие горы, погода просто замечательная, светит солнце.

Пейзажи
Пейзажи вокруг невероятные, хочется смотреть из-всех сил, чтобы исполниться этой красотой.
тропинка
Ну вот хорошая тропинка, направление есть, идём дальше. Чтобы увидеть тропу достаточно смотреть чуть выше чем просто под ноги, нужно поднять взгляд, чтобы увидеть Путь.
Тёма и камень
Этот давно уже здесь… в смысле, камень.

Заметно теплеет. Хотя где-то со стороны озера заходит дождливая тучка. В какой-то момент она встречается с солнцем, и перед нами появляется необыкновенная радуга.

радуга
Вот так вот красиво встречает нас Сейдозеро, спасибо ему за столь тёплый прием.
Радуга
А, где-то впереди, Владимир топает под дождём, под который мы, в итоге, так и не попадём.

Когда лес стал сгущаться, мы вышли на небольшой отрог, и нашим глазам предстала радуга. Это было невероятно красиво. потом пошли в лес пробираться было нормально, так как там идет натоптанная тропа. Вова периодически пропадал из эфира, нашел удочку, бежал вперед.

Когда мы вышли на основную тропу, идти стало полегче. Набрели на лагерь, где было человек пять-шесть. Поздоровались, узнали про Вована, они нам сказали, что да был, посидел тут и ушел куда-то. Поняли, что идем одной тропой. Потом нашли удочку, о которой он сообщал по рации. Я опасался, что тропа выведет нас напрямую к Куйве, а нам нужно было выйти существенно правее. Поэтому мы периодически проверяли ответвления троп вправо. Потом нас догнали почти бегом какие-то двое товарищей в наколенниках и с маленькими топориками — кого только не встретишь в лесу. Спросили у нас, сколько весят рюкзаки. Мы перекинулись с ними парой слов и они убежали дальше. А мы решили переодеться, так как стало уже тепло, даже жарко. Сняв с себя всё лишнее, убрали вещи в рюкзак и пошли дальше. Жить стало легче. Вова периодически пробивался в эфир, спрашивал что-то про мост. Сказал ему что на мосту должна быть надпись «Потрясный», и двигаться надо по левому берегу. Он несколько раз переспрашивал, потом вообще пропал из эфира.

Тропа
Вот такой хайвэй идет по лесу.

Вышли к мосту, надписи на нем не было. Вспомнили, что встретившиеся нам ребята жаловались, что егерь их обманул сказав, что мост размыло, а на самом деле он был. Сделали вывод, что мост новый. Видимо недавно починили. Прошли на всякий случай за него, потом вышли к небольшому ручью, которых прошли по двум параллельным бревнышкам. Чуть дальше обнаружили, что тропинка отклоняется сильно на восток, и решили тем же путем вернуться к мосту. Пошли вдоль левого берега.

Мы встречали каких-то людей. Позже Вован по рации приколол, что искупался по грудь в притоке эльморайока. Мы учли это и промокли только по щиколотку.

После купания в ручье Вова залил рацию, и к нам стали приходить помехи. Мы пробирались по болотистой местности, то чуть поднимаясь, то спускаясь. Вышли к ручью. через него были переброшены бревна, но они были тонкими и держадись очень нестабильно. Ручей был несколько метров в ширину, и когда мы шли по бревнам они притапливались. Так что сухими полностью пройти его не удалось — ботинки всё-таки замочили. Зато потом, когда мы вышли на болото, нам уже было все равно, что пришлось топать по чавкальнику.

Последние полкилометра мы то и дело чавкали по болоту, так что это показалось нам вполне «сухим» вариантом. В общем, притулили на место стоянки, рядом стоял лагерь Михалыча, который, судя по всему, тоже приехал недавно. Михалыч после встречи с Вовой ушел к егерям.

Мы уже порядком измотались, поэтому небольшие болотистые лужи вообще нас не смущали. И вот, мы вышли к устью Эльморайока, меня наполнило ощущение радости. Первый день был выполнен, вот мы проходим сквозь кустарник, и нашему взгляду открывается широкий простор святого саамского озера.

Сейдозеро
Вот так нас встретил Сейд. Грациозный, безмолвный, Вечный.

Мы потихоньку расставили лагерь, занялись жрально-бытовыми вопросами. Все приходили в себя после перевала. Да уж, Жопа, она и есть жопа.

Когда Михалыч вернулся, то устроил нам тёплый прием. Познакомился с Тёмой, угостив глинтвейном, чем окончательно и безоговорочно его завоевал. После недолгих посиделок мы разошлись по палаткам. Сон не заставил себя долго ждать, после такого перехода засыпаешь сразу, как только залезаешь в спальник.

Так прошел первый нелёгкий день Пути. Уже потом мы узнали, что обычно в это время перевал ходится в футболочках, безо всякого там снега. Оказалось, что мы смогли пройти в усложненных условиях. Чему были безмерно счастливы.